Благородный трудовой пот

Позволю себе заметить по ходу чтения. Вот Зиммель в «Социологии чувств» (1917) пишет:

Личный контакт между образованными людьми и рабочими, который часто так активно пропагандируется в качестве важного фактора современного социального прогресса, — то самое, принятое уже и образованными в качестве этического идеала, сближение двух миров, «из которых один не знает, как живет другой», —оказывается невозможным просто в силу непреодолимости обонятельных впечатлений. Многие представители высших сословий, несомненно, пожертвовали бы значительной долей личного комфорта <…> но отдавать и жертвовать они согласились бы в тысячу раз охотнее, чем физически соприкасаться с народом, покрытым «благородным трудовым потом». Социальный вопрос есть не только вопрос этики, но и вопрос носа.

В этой связи вспомнился очень схожий пассаж из Оруэлла (The Road to Wigan Pier, 1937):

Здесь мы подбираемся к подлинной тайне классовых различий на Западе — к той причине, по которой европеец буржуазного воспитания, сколь угодно именующий себя коммунистом, не может без серьезных усилий представить рабочего как равного себе. Тайна эта выражает себя в нескольких пугающих словах, которые сегодня и не думают произносить вслух, но которыми не пренебрегали еще в моем детстве. Слова эти таковы: от низших классов пахнет.

Эту же мысль довольно подробно расписал Моэм (On a Chinese Screen, 1922):

Лежа в постели, я спросил себя, почему на деспотичном Востоке между людьми возможно равенство куда большее, чем на свободном и демократическом Западе, и был вынужден прийти к заключению, что объяснение следует искать в выгребной яме. Ибо на Западе нас от наших ближних отчуждает обоняние. Рабочий — наш господин, склонный править нами железной рукой, но нельзя отрицать, что от него воняет, и не удивительно: на заре, когда спешно собираешься на работу, опережая заводской гудок, о ванне думать некогда, а тяжелый физический труд не овеян благоуханием, да и белье меняешь не так уж часто, если стиркой занимается сварливая жена. Я не виню рабочего за то, что от него воняет, но от него воняет. И для человека с чувствительным носом это затрудняет светское с ним общение. Ежедневная ванна обеспечивает классовую замкнутость куда эффективнее крови, богатства или образования. <…> Смею думать, что для демократии выгребная яма важнее всех парламентских институтов. Изобретение «санитарных удобств» уничтожило в людях ощущение равенства. Оно повинно в классовой ненависти куда более, чем монополия капитала, сосредоточенного в руках немногих. Трагично думать, что первый человек, который спустил воду в ватерклозете, своим небрежным жестом похоронил демократию.

Такие вот экскурсии по закоулкам ольфакторного бессознательного XX века.

Комментарии